ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Сегодня обсудим самое интересное и важное, без чего твой проект будет сделать очень и очень тяжело. Бюджет, средства, краудфандинг и гранты. Перейдем к сути бюджета как такового. 

Бюджетирование - это одна из составляющих искусства управления проектом, которая при соблюдении финансовой дисциплины обеспечит устойчивость проекта в долгосрочной перспективе и отсутствие проблем с отчетом. Подготовка бюджета - это процесс, который призван обеспечить разработку, финансирование подготовки и готовность к реализации проекта.

Есть две основные причины почему важно составлять бюджет проекта даже для небольших проектов. Во-первых, составленный бюджет мотивирует к поиску средств на реализацию проекта и даёт понимание партнёрам, на что ты планируешь потратить финансы. Во-вторых, сопоставляя проект и бюджет, можно определить, идет ли проект в соответствии с планом или у него есть недостатки, требующие немедленных решений или корректировки в будущем в случае его масштабирования.

В целом при составлении бюджета мы опиаремся на такую информацию как: структура затрат, оценку стоимости работ/услуг/товара, график проекта/календарный план, источники денежных средств

БЮДЖЕТ
Структура затрат

это деление на направления отдельных затрат в бюджете, для которых составляется смета расходов для каждого вида работ/услуг/товара, которые будут выполнены в рамках проекта. Разделение и структура затрат помогает в будущем определить, что в проекте стоит дороже всего, какие затраты можно было бы исключить.

Оценка стоимости работ/услуг/товара

это основание оценки стоимости работ/услуг/товаров. Например, коммерческое предложение или технический расчет на сборку конструкции (того же стенда или мольберта), т.е. индивидуальный расчет, включающий в себя стоимость единицы товара или услуги, технические детали, влияющие на стоимость.

График проекта/календарный план

стоит использовать для планирования бюджета во времени. Финансовые аналитики Фонда Президентских Грантов рекомендуют сделать колонку в календарном плане и прописать там финансирование каждого этапа/мероприятия проекта. Так будет проще определить в какой момент времени какие затраты необходимы и наоборот в бюджете проекта добавить колонку и указать даты, в которые необходимо совершить те или иные платежи.

Источники финансирования

важно понять откуда к тебе поступают деньги на работу/товар/услугу. Лучше вписать в бюджет все возможные затраты и если какие-то из них выполняются бесплатно – то просто проставить нули. Так у тебя будет полная картина работ – а также стимул искать Партнеров и договариваться о выполнении услуг и предоставлении товаров безвозмездно или по минимальной стоимости!

Формирование

стоимости

Конечно, тебе не стоит рассказывать, как определить стоимость скотча, который продается в каждом магазине, или рассчитать необходимое его количество для работы. Лучше расскажу откуда берется оценка стоимости для статей расходов и как определить стоимость нужных расходов. 

Коммерческое предложение? Нет, не слышали! Итак, рассмотрим на простом примере нашей фотовыставки. 

Для фотовыставки необходимо заказать фотографии: ищем всех, кто печатает фотографии в селе, пишем письмо, в котором указываем необходимые параметры печати и просим прислать нам коммерческое предложение. Из полученных предложений выбираем самое выгодное и пишем второе письмо, в котором просим дать нам скидку, так как фотографии готовятся для организации социальной фотовыставки, которую посетят ветераны, а ты, в свою очередь, готов в обмен на скидку указать данное фотомастерскую партнером проекта, предоставить место для баннера или включить логотип партнера в проект.

Скидка получена, цена оптимальная, деньги на печать мы нашли. А что же дальше?

А дальше мы оплачиваем счёт, получаем чек и передаем в печать фотографии. Счастливые забираем фотографии приносим их в зал для установки на стенды/мольберты… и, о, ужас! …понимаем, что мы указали в параметрах размер печати фотографии А4, а сам мольберт/стенд формата А2. Н-да, фотографии не растянешь, деньги уже потрачены, смотрится не так как мы представляли это себе… А все почему? Потому что кто-то неправильно составил техническое задание для коммерческого предложения, заранее не примерил лист на мольберт и не учёл при его составлении все нужные параметры не только фотографии, но и того, на чем и где она будет стоять. Из этого стоит извлечь только один урок - семь раз отмерь - один раз отрежь: если собираешься потратить деньги – основательно разберись, на что именно ты их потратишь. 

То есть, определяя параметры для коммерческого предложения – учти все связанные с твоей покупкой аспекты и напиши четкое ТЗ. Есть простое правило при составлении Технического Задания - пиши там максимально точные данные, которые ты хотел бы увидеть в работе. Например, если заказываешь фотографии, то заранее примерь на стенды листки бумаги нужного размера, чтобы понимать, как они будут выглядеть. В случае с фотографиями учти, например, что глянцевая фотобумага блестит на солнце гораздо сильнее матовой, которая даёт больший угол обзора. 

Кроме того, фотографии бывают с белым бордюрчиком, а бывают без, на бумаге не ниже 200 гр/м, иногда их покрывают разными растворами. В общем, при формировании ТЗ - погрузись в то, что ты хотел бы увидеть. А если будешь встречаться с исполнителем - лучше покажи ему образец того, что тебя устроит на выходе. И СНОВА: КОНТРОЛИРУЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА - СЭКОНОМИШЬ ДЕНЬГИ! Кстати, о том, как исправить ошибку, допущенную в нашем примере про фотовыставку – мы расскажем в следующих лекциях! 

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

В нашем случае деньги на проект можно найти несколькими способами: 

Самый популярный – попросить у родителей, вероятность успеха 15%;

Собрать в школе – тоже вполне возможно, но небольшую сумму, вероятность успеха 100%; 

Обзавестись Партнерами и спонсорами – но они скорее предоставят товары и услуги, вероятность успеха 60% на местное мероприятие

• И наконец – предложить всем желающим «скинуться» на хорошее дело, если это будет целевая платформа, то в целом на 70% можно рассчитывать.

Один из самых эффективных способов по сбору денежных средств на социальные проекты – это как раз краудфандинг. В России краудфандинг существует с 2012 года и самой популярной площадкой является Boomstarter. 

фандрайзинг

Boomstarter. кратко

Любой пользователь интернета может стать спонсором проекта из любой точки мира и помочь твоей идее стать реальностью. Поддержать проект можно любой суммой, от 50 рублей до бесконечности. Для удобства спонсоров на том же Boomstarter существует несколько способов оплаты. Вы можете поддержать проект с помощью банковской карты, мобильного телефона, Яндекс.Денег, Webmoney, Киви или через терминалы связи Связного и Евросети. Сегодня на этой цифровой площадке существуют все способы оплаты, доступные в интернете. Чтобы стать спонсором проекта, вам желательно зарегистрироваться на сайте. Регистрация необходима для того, чтобы площадка могла вернуть деньги за проект, который по тем или иным причинам не собрал нужную сумму. Информация о взносе попадает к автору проекта, он видит имя спонсора, выбранное вознаграждение и сумму поддержки. Вы также можете пообщаться с автором проекта и задать ему вопросы о проекте через кнопку «Отправить сообщение». Все проекты на Boomstarter распределены по 14 категориям, каждая из которых, в свою очередь, содержит еще несколько подкатегорий. Кроме того, в зависимости от успешности сбора, проект может попасть в один из каталогов Boomstarter. Кстати, правила Boomstarter запрещают сбор денег на благотворительность и лечение, на оплату личных покупок и путешествий. Поэтому те дети, которые хотят организовать, например, благотворительную выставку, не смогут воспользоваться Boomstarter. Но вот если Вы хотите снять мини-фильм или издать книгу эта платформа Вам поможет.

БЮДЖЕТЫ, EXCEL и Прочее!

Более подробно о бюджетах, Excel и краудфандинговых площадках можно посмотреть в видео, которое сделала наша одноклубница Наиля Суннагатуллина из Международного Ломоносовского Клуба! Если ты хотел бы использовать исключительно российскую площадку для краудфандинга, то тебе подойдёт Планета.

Чтобы прокачаться в краудфандинге, приходи  нам на прямые эфиры в Instagram, подписывайся на наш канал в Telegram и мы ответим на все твои вопросы. Чтобы подготовиться к вебинарам - в Яндексе набери краудфандинг или пройди пару курсов на образовательных площадках Stepik или Coursera. Самое главное, что ты там должен почерпнуть - как сделать твою фандрайзинговую кампанию привлекательной для благотворителей, спонсоров и партнёров. Скоро мы запустим свой краудфандинг на издание сборника произведений Кости Товескина - талантливейшего молодого поэта из Омска, приглашаем тебя стать нашим соавтором краудфандингового проекта!

ГРАНТЫ

Твоё? нет?

А, кстати, все слышали это сладкое слово ГРАНТ, который все выигрывают? Так вот. Это действительно сложно. Это очень ответственно. Если это с тобой случится, ты выйдешь огненным драконом проджект-менеджмента :)) 

Расскажу немного о грантах. Одна из лучших грантовых систем построена в Российской Федерации, касательно социально-значимых проектов и флагманом методологии является, конечно же Фонд Президентских Грантов. Но для нас сейчас гораздо интереснее будет информация, о том, что старшеклассникам и студентам гораздо интереснее участвовать в местных грантах, грантах регионов и местных благотворительных организаций. Получив хороший опыт в работе на местном уровне, по достижению 18 лет ты сможешь принимать участие в грантовой программе Росмолодежи, а если тебя этот процесс увлечёт окончательно и ты создашь свою НКО, то и в грантах своего региона, а также конкурсах Фонда Президентских Грантов. 

 Гранты предусматривают большой бюджет, но и бОльшую ответственность. Кроме того, ты должен абсолютно чётко понимать на что и какие ресурсы ты будешь тратить, а кроме того в грантовых конкурсах обычно требуется предоставление софинансирования, то есть твоих собственных ресурсов, в том числе финансовых. 

Гранты подробнее обсудим в наших вебинарах, приходи! 

Все учёл и составил большой бюджет?! А теперь вычеркивай! Бюджет необходимо сушить, потому что ты должен понимать свой минимум средств, который тебе понадобится на организацию проекта. Самый важный момент: постарайся не вычеркнуть реально важное, но вычёркивай ненужные и неважные затраты, либо же старайся переводить из денег в партнёрские расходы.  

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОКАЧКИ


1. Считай

Посчитай бюджет своей идеи из предыдущих заданий – «День Города»

2. Экспериментируй

Попробуй составить ТЗ на то, что ты раньше никогда не делал, например на майки с изображением Ломоносова

3. ОБЯЗАТЕЛЬНО

Подпишись на канал Международного Ломоносовского Клуба в Телеграм и прими участие в вебинарах Клуба в ближайшее время! Следи за анонсами в канале!