Сто лучших школьников из 45 регионов России поехали на Урал, чтобы увидеть, как работают сотрудники крупных предприятий, узнать, какой путь необходимо пройти, чтобы занять понравившееся место, познакомиться с образовательными программами, которые помогут прийти к заветной цели. Как такие путешествия могут помочь выбрать будущую профессию выяснил корреспондент «Вести.Туризм».
По новому маршруту
«Ломоносовский обоз» стартовал еще три года назад. В предыдущие годы школьники двигались по маршруту Михаила Ломоносова из Холмогор в Москву, посещая университеты и предприятия Архангельской, Вологодской, Ярославской и Московской областей. В этот раз впервые проект добрался до Урала, ведь именно здесь сосредоточены крупнейшие нефтехимические предприятия, угольная промышленность, топливная энергетика. Для того, чтобы попасть в путешествие, школьникам нужно было предоставить свой проект – предложения и идеи на одну из 24 тем, связанных с промышленностью, наукой, образованием, культурой и новыми технологиями.
«Идея проекта в том, чтобы ребята смогли своими глазами увидеть, как работают российские промышленные предприятия, задать вопросы специалистам, собрать материалы для своих проектов и научиться презентовать свои идеи», - делится руководитель «Ломоносовского обоза» и исполнительный директор «АНО «ЗВЕЗДА» Владимир Скрипниченко. Такой подход поможет ребятам определиться с выбором профессии, понять, хотят ли они работать на этом предприятии, и правильно подготовиться к будущей специальности.
Маршрут включал несколько городов: Тюмень, Тобольск, Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Пермь. И все это всего за две недели в режиме нон-стоп вместе с культурной программой и вечерними лекциями. Получился такой интенсив по профориентации, который позволил посмотреть на специальности с нового ракурса.
Вперед на завод
В современном обществе до сих пор существуют стереотипы, что заводы – это непрестижно, низкооплачиваемо и рутинно. Практически все предприятия, которые посетил «Ломоносовский обоз», легко разрушили эти установки. Вот, например, Тобольская промышленная площадка СИБУР – это огромный город в городе со своими улицами и территорией, равной по площади 736 футбольным полям! В народе его называют «гигант на Иртыше», и практически весь пластик, резина или синтетическая ткань, произведенная в России, брала свое начало именно здесь, на Тобольском Нефтехиме. Для туристов здесь разработан специальный маршрут с красивыми видами для фото и обзорной площадкой.
Следующее предприятие, куда направился «Ломоносовский обоз», - это Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ). Когда попадаешь сюда, даже не подумаешь, что находишься на заводе – разноцветные граффити, стильные помещения, пальмы – все скорее напоминает офис современной IT-компании.
Людей здесь практически нет, все автоматизировано, а человек только контролирует эту огромную систему по производству труб. Цех «Высота 239» разрушает все стереотипы о том, как выглядит завод – современный, яркий, стильный, гостеприимный.
Для посещения производства экскурсантам дают специальные халаты и каски, а чтобы хорошо слышать гида – наушники. Туристические группы здесь принимают довольно часто, маршрут продуман и отлажен – по широкому мостику, застеленному паркетом, посетители продвигаются через все производство, наблюдая сверху за разными этапами создания труб.
Есть здесь даже свой Сад камней – уголок спокойствия и отдыха. Подобной красоты, кажется, нет ни на одном индустриальном предприятии в России: 12 искусственных сакур, 33 камня и 30 тонн песка!
ЧТПЗ – это не только про Челябинск. Для дополнительной отделки трубы везут на Финишный центр Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) в Свердловской области. Место находится недалеко от границы «Европа-Азия», в Европе, поэтому, можно сказать, что цехи ЧТПЗ раскинулись в разных частях света. В Первоуральске действует крупный образовательный центр, где молодые специалисты прямо на производстве осваивают свою будущую профессию, работают в лабораториях, занимаются исследовательскими проектами. 60% всего обучения уделяется практике и 40% - теории, так что после выпуска получаются полноценные специалисты, готовые к работе.
Экскурсии на производство здесь начинаются еще с дошкольного возраста – есть программы для малышей с играми, необычными заданиями и возможностью все потрогать и пощупать. Для старших школьников проводится более глубокое погружение в профессию с посещением производства и экскурсией по цеху. Среди студентов здесь активно продвигается идея мультискиллинга – когда вместо одной специальности ты можешь получить 5-6 и быть востребованным в разных сферах.
Одним из самых ожидаемых мест, куда больше всего хотели попасть участники «Ломоносовского обоза», стало предприятие «Лукойл-Пермь». Нефтяной комплекс обеспечивает стабильной работой около 20 тысяч жителей Прикамья, здесь представлена вся производственная вертикаль от разведки и добычи нефти и газа до переработки и сбыта нефтепродуктов.
У участников «Ломоносовского обоза» была возможность увидеть все эти этапы производства: побывать на нефтекачалках в Полазне, посмотреть газопровод и лабораторию «Каменный лог», понаблюдать за всем процессом из центрального пункта управления, а в конце оказаться на самой большой заправке в Пермском крае, через которую ежедневно проходят более двух тысяч машин. «Если бы я побывала на «Лукойле» год назад, я бы сейчас сдавала физику», - делится участница «Ломоносовского обоза» Софья Боклашова.
Впечатление на ребят произвел и «ЛокоТех» в Челябинске. В этом году заводу исполнилось 75 лет, и скоро здесь готовятся выпустить 16-тысячный локомотив. Предприятие ремонтирует и обслуживает грузовые локомотивы ВЛ22, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15 и уже 4 раза было занесено в книгу рекордов Гиннеса. У участников «Ломоносовского обоза» была возможность побывать в электровозосборочном и ремонтостроительном цехе, попасть в депо и залезть в кабину настоящего локомотива.
А вот на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле ребятам предложили посидеть внутри настоящего танка. Сегодня это единственное предприятие в России, где до сих пор делают танки. На территории завода есть масштабный музейный комплекс, состоящий из трех отделов – музея истории, выставки вагонной техники и музея бронетанковой техники. На производство туристов не водят, все секретно, но охотно рассказывают, как в Великую Отечественную войну предприятию пришлось перепрофилироваться с вагонов на танки, как завод помогал фронту и каждый третий участвующий в боях танк Т-34 был выпущен в Нижнем Тагиле. Сегодня «Уралвагонзавод» - это градообразующее предприятие Нижнего Тагила, и практически в каждой семье здесь кто-то связан с заводом.
Университеты зовут к себе учиться
Помимо промышленных предприятий Урала большая часть путешествия была посвящена ведущим уральским вузам. Школьникам рассказали о программах обучения, которые позволят устроиться на желаемую работу, возможностях стажировок и международного обмена, а для иногородних – об условиях проживания в общежитиях.
Первыми участников «Ломоносовского обоза» встретили Тюменский государственный университет и Тюменский индустриальный университет. В ТюмГУ ребята посетили Фаблаб и познакомились с работой самого высокопроизводительного суперкомпьютера «Менделеев», а в ТИУ предложили погрузиться в мир виртуальной реальности и посетить учебные лаборатории.
Интересную экскурсию предложили и в Южно-Уральском федеральном университете в Екатеринбурге. Ребятам показали, как программируют роботов, и объяснили, как происходит запуск космического двигателя.
А в Тобольском педагогическом институте им. Д.И. Менделеева постарались по максимуму вовлечь в процесс, предложили ребятам поучаствовать в простых экспериментах: определить показатели микроклимата, измерить уровень звука и сравнить голоса мальчиков и девочек с помощью шумометра. Ведь главное в таких экскурсиях – именно завлечь, показать, что учиться интересно и вызвать желание вернуться уже в качестве студента.
В прошлые годы 6-10% ребят из «Ломоносовского обоза» поступали именно в те вузы, которые посмотрели во время путешествия. Так что для каждого десятого, если не больше, поездка может стать определяющей в выборе своего жизненного пути.
Культурная программа
После промышленных предприятий и университетов участников «Ломоносовского обоза» еще ждали музеи и туристические достопримечательности. В тюменском музее «Городская дума» ребятам предложили поучаствовать в квесте: сосчитать количество зубов у мамонта или соотнести названия памятников с фотографиями.
В Челябинске участники узнали, почему по всему городу стоят статуи верблюдов. Именно эти животные считаются символом города и красуются на гербе – раньше здесь проходил Великий шелковый путь, так что верблюды были важными животными в этой местности.
Пермь побила рекорды по необычным памятникам – тут и интересная скульптура «Пермяк – соленые уши», связанная с соляным производством на Урале, и известная по фильму «Географ глобус пропил» надпись «Счастье не за горами», и необычный памятник «Каме-реке».
Самую насыщенную туристическую программу приготовил Тобольск. Это один из старейших городов Урала и Сибири, здесь находится единственный каменный кремль в Сибири.
Ребята познакомились с музеем истории освоения и изучения Сибири имени А.А. Дунина-Горкавича, побывали в музее печати и увидели работы знаменитых тобольских косторезов.
Именно на Урале проходит граница между Европой и Азией, так что все путешествие проходило в разных частях света. А у участников «Ломоносовского обоза» была возможность постоять одной ногой в Европе, другой в Азии. И, что гораздо важнее, приобрести друзей со всех уголков нашей страны.