ЛЕКЦИЯ 2. Проблема, цели, задачи, целевая аудитория

Отлично, мы разобрались, что же такое идея и она у нас есть! Но, к сожалению, просто на идею денег не дают. Теперь главная задача понять, как структурировать свой проект, чтобы найти для него поддержку и финансирование. Поговорим сперва не о маркетинге и PR, а о сути проекта, его глубинным смыслах! Даже если ты творческий человек, для реализации проекта придется стать немного системным. Система в проекте – это четкое понимание смысла проекта: проблема (существующая сейчас), цель (достижение которой поможет решить эту проблему), задачи (решаемые для достижения цели), количественные и качественные результаты, достигаемые по итогам реализации проекта.

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА?

Социальный проект всегда нацелен на решение какой-то социальной проблемы.

 Проблема – затрагивает целевую группу на какой-либо территории. Целевая группа – группа людей, которые в результате реализации Вашего проекта ощутят положительные изменения. Чтобы понять, как описать проблему необходимо понять: что не устраивает именно тебя в конкретной ситуации? Какой масштаб у проблемы? Каковы ее причины? 

Возьмем пример: В твоём селе все меньше и меньше людей посещают местное празднование Дня Победы на 9 мая, и ты замечаешь, что сами жители села уже не придают такого значения празднованию Дня Победы, они забывают причины и традиции этого дня в своем селе, забывают своих героев. Определяем целевую группу – это жители Ивантеевского (территориальное ограничение – село). Теперь надо выяснить почему они перестают праздновать День Победы, посещать этот праздник, что они сами делают или готовы были бы сделать для этого праздника, знают ли ветеранов своего населенного пункта? Тут стоит обратиться к статистике, статьям и другим открытым данным, касающихся твоего населенного пункта. 

Дополнительно рекомендую самостоятельно организовать опрос в социальных сетях, либо с помощью формы Google или специального приложения Вконтакте. Опираясь на статистику и проведенный опрос ты сможешь проанализировать причины появления социальной проблемы и сможешь определить цель – достижение которой поможет решить или смягчить эту проблему. 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Фактически цель — это определение множественных характеристик ситуации, в которой проблема считается решённой, точка, где происходит позитивное изменение качества жизни целевой группы, которую необходимо достичь. Основные требования к формулировке цели социального проекта универсальны и общеизвестны. Рассмотрим оба метода. Итак, наш пример — это проведение фотовыставки в селе Ивантеевское на которой будут показаны фотографии празднования в селе Дня Победы на протяжении 75 лет

Методология целеполагания

Социально-политический

Оказать содействие сохранению и развитию исторической памяти в рамках празднования годовщины 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне среди жителей села Ивантеевское через реализацию самостоятельных проектов, посвященных Победе.

МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

S.M.A.R.T.

Обеспечить сохранение и формирование традиции празднования годовщины Победы в Великой Отечественной Войне в Ивантеевском, через проведение в течение одного месяца выставки о праздновании Дня Победы на протяжении 75 лет для 400 жителей и ветеранов села.

ПРИМЕЧАНИЕ

«В классическом маркетинге определение цели, которое используется большинством российских НКО – это самое настоящее определение миссии – где определяется вектор развития организации. Но по сложившейся практике коллеги в НКО используют миссию вместо цели», - говорит Владимир Скрипниченко – «Помни про это различие и внимательно читай, что именно требует от тебя грантодатель или партнёр».

ЗАДАЧИ

Задачи – это мини-цели, из которых сложится достижение основной цели. Задачи – это отражение того, что будет выполнено и достигнуто, фактически – это этапы на пути к достижению цели. Задачи лучше формулировать, начиная с действий: Провести, Реализовать, Подготовить и т.д. Стоит указывать только те задачи, которые помогают достичь цели, тем более, что они логично вытекают из проблемы и напрямую связаны с ее решением. Мы используем два способа формирования задач:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ - формулировки максимально простые и короткие - через задачи четко просматривается построение и реализация проекта практически каждая задача – это этап реализации проекта Пример формулировки таких задач можно посмотреть у одного из победителей конкурса ФПГ

 КОМПЛЕКСНЫЙ - задачи привязаны к количественному или качественному результату - из задач легко сформулировать результат проекта - частично повторяют цель проекта Пример таких формулировок таких задач можно посмотреть у победителя конкурса ФПГ

ВНИМАНИЕ! 

НЕ ПУТАЙТЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ!

Пример плохой задачи:

Передача экспозиции фотовыставки на хранение в музей села Ивантеевка для ее дальнейшего пополнения и освещения.

ЭТО МЕТОД!!!

Пример хорошей задачи:

Восполнить дефицит современной музейной экспозиции о Победе в ВОВ и о праздновании на протяжении 75 лет Победы в с. Ивантеевское с целью развития у молодежи исторической памяти.

ЭТО ЗАДАЧА!!!

Количественный и качественный результаты

При формировании результатов проекта создается впечатление, что тебя сейчас заставят построить что-нибудь бетонное и желательно через час. Всё не так страшно! Ведь результаты – это всего лишь подтверждение достижения цели проекта. Результаты социального проекта подразделяются на количественные и качественные результаты. 

Количественный результат – цифровой показатель: количество участников публичных мероприятий, игр, акций, концертов и пр.; количество конкретных событий: концертов, уроков, проведенных игр, подготовленных творческих номеров и пр. При формировании цифровых показателей не стоит указывать всех жителей твоего населенного пункта, учеников вашей школы. Будь реалистом – оцени правильно как возможный количественный результат, так и реальный. Когда количественный результат завышен – это всегда видно и легко определить: фотографии пустого зала, публикации в местных СМИ и даже посты твоих одноклассников непременно выдадут неправду. Пусть на твоё мероприятие придет немного человек – удели им больше времени и внимания – тем самым ты получишь хорошие отзывы о проекте от его участников, которые можно будет приложить к отчету и усилишь качественный результат. 

Качественный результат – это положительные изменения, произошедшие в социуме по итогам реализации проекта. Например: не умели – научились, не знали – узнали, утратили – обрели, был низкий уровень знаний/умений – повысился уровень знаний/умений. Качественный результат иногда сложно понять и описать – но он непременно есть! Если на твои мероприятия пришли люди – значит им это нужно, для них это важно, и они непременно приобретут нечто важное от посещения или участия в твоём мероприятии. 

Стоит заметить, что результаты проекта должны соответствовать традиционным критериям

  • Измеримые результаты – это те, которые можно посчитать. 
  • Адекватные – соответствующие по своему масштабу заявленной проблеме. 
  • Конкретные – указывающие на целевую группу, сроки, качественные и количественные характеристики предполагаемых изменений. 

Рассмотрим плохой и хороший пример результатов на нашем проекте о фотовыставке в с. Ивантеевское:
Пример плохой:

Цель проекта – Оказать содействие сохранению и развитию исторической памяти в рамках празднования годовщины 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне среди жителей села Ивантеевское через реализацию самостоятельных проектов, посвященных Победе.Целевая аудитория – молодежь и ветераны с. Ивантеевское. Ожидаемый результат: «Выставку посетит 5 000 жителей (количество жителей с. Ивантеевское). Они осознают важность празднования дня Победы».

В чем проблема? 

№1 В целевой группе проекта заявлены молодежь и ветераны, значит, именно они должны фигурировать в ожидаемых результатах. 

№2 Невозможно точно понять сколько человек посетят выставку. Исходить просто из числа жителей села – это абсолютно недостижимый результат. Измерить качественный результат – осознание важности празднования Дня Победы – также невозможно. Таким образом, ожидаемые результаты проекта неизмеримы и неконкретны.

Пример хорошИй:

Цель проекта - Обеспечить сохранение и формирование традиции празднования годовщины Победы в Великой Отечественной Войне в Ивантеевском, через проведение в течение 1 месяца выставки о праздновании Дня Победы в селе на протяжении 75 лет для 400 жителей и ветеранов села. Целевая аудитория: жители и ветераны с. Ивантеевское. Ожидаемый результат: количество человек: жителей и ветеранов с. Ивантеевское, посетивших фотовыставку – 400. У посетителей фотовыставки повысился уровень знаний о причинах и традиции празднования дня Победы в с. Ивантеевское. 

№1 Количественный результат в этом случае измерим и адекватен. 

№2 Качественный результат конкретен и его можно измерить – путем того же анкетирования/опроса посетителей.

ЛОГИКА ПРОЕКТА

Одной из самых интересных характеристик проекта является – ЛОГИКА! Самый простой и хороший способ проверить твой проект на логику – это построить дерево целей. ЗаЯндекси самостоятельно и посмотри на рисунок! Главный принцип - последовательность - одно вытекает из другого.

В качестве примера приведу интересный случай, когда Фонд Президентских Грантов выделил средства на проект «Басманные посиделки» (проект направлен на воссоздание традиции "ходить в гости" и культуры "кухонных посиделок"), очень специфический проект, тем не менее организаторы проекта смогли описать и обозначить цели, задачи и результат этого проекта. А это значит, что только от тебя зависит как ты сможешь рассказать о своем проекте и о его результатах и почему его необходимо поддержать или профинансировать. 

Сейчас сектор социального проектирования в России развивается высокими темпами. Государство в т.ч. регионы, коммерческие и некоммерческие организации развивают систему грантов для школьников и студентов. Наверняка, в твоём регионе уже существует своя система поддержки школьных и студенческих проектов. Знания по социальному проектированию и их дальнейшее развитие поможет тебе в будущем принять участие в конкурсах на гранты Международного Ломоносовского Клуба, Росмолодёжи, Большой перемены, а в будущем и конкурса Лидеры России.

Помни: делать добро заразно! Возможно, совсем скоро и ты выберешь профессию в некоммерческом секторе, ведь даже Президент России возглавляет Наблюдательный Совет одной из самых эффективных некоммерческих организаций АНО «Россия – страна возможностей».  

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОКАЧКИ


1. Формулируй

Уже провёл мозговой штурм по празднованию Дня Города? А теперь попробуй сформулировать проблему, цель, задачи и ожидаемые результаты твоей идеи.

2. Анализируй

Для четкого определения проблемы и ее причин – проведи опрос среди целевой группы.

3. Строй

Попробуй построить свое дерево целей для проверки на логичность проблемы, цели, задач и результатов.

4. ОБЯЗАТЕЛЬНО

Подпишись на канал Международного Ломоносовского Клуба в Телеграм и прими участие в вебинарах Клуба в ближайшее время! Следи за анонсами в канале!